А А

Проблемы хаджа глазами паломника 19 века: мошенники, грабежи и отсутствие еды

Считается, что со 2 половины 19 века хадж совершали в среднем от 6 до 10 тысяч паломников в год. После введения новых правил 1902 года паломничество официально совершили более 16 тыс. человек, но зарубежные источники сообщали о фактическом прибытии из российских имперских территорий около 25 тыс. паломников. То есть многие паломники не были учтены. В период сезона хаджа это приводило к появлению больших проблем

Старинная фотография Арафата Старинная фотография Арафата

Маршруты и учёт паломников

В тот период российские чиновники проблемами мусульман-паломников практически не интересовались. Также правительством не были разработаны четкие правила оформления заграничных паспортов. Лишь в Одессе и некоторых причерноморских портах постепенно появляется механизм выдачи заграничных паспортов и виз. Однако огромное количество желающих совершить хадж продолжали пересекать границу без паспортов. Билеты на российские и иностранные суда продавались хаотично, а практика взимания различных сборов отсутствовала.

Считается, что со 2 половины 19 века хадж совершали в среднем от 6 до 10 тысяч паломников в год. К началу 1901 г., по официальным данным, хадж совершили 6 тыс. человек, а после введения новых временных Правил для паломников 1902 года паломничество совершили более 16 тыс. человек. В то же время зарубежные источники сообщали о фактическом прибытии из российских имперских территорий около 25 тыс. паломников. Таким образом, в целом наблюдалась динамика роста желающих посетить Святые земли.

В период сезона хаджа это приводило к появлению больших проблем. Если рассмотрим самый популярный одесский маршрут, о котором более подробно шла речь в прошлой статье, то в период паломничества в вагонах на пути в Одессу могли размещаться до 50-60 человек. И все это было, как попало - на полках, в проходах, под скамейкой, стоя, сидя, лежа. Для некоторых путников такое путешествие в вагоне могло длиться до 15-20 суток.

В Одессе паломников ожидали новые испытания: специальных бараков в порту для размещения паломников не было, на вокзале тоже помещения для размещения людей отсутствовали. В прибрежных гостиницах многие боялись располагаться из-за случаев грабежей. Так, в результате некоторые усталые паломники несколько дней ютились под открытым небом на берегу моря.

Мина в 1889 году Мина в 1889 году

Питание, инфекции и аферисты

Другой важной проблемой для паломников был провиант. Например, во многих городах следования люди сталкивались со сложностью в поисках еды, соответствующей мусульманским религиозным канонам. Соответственно, паломники пытались как можно больше брать с собой провизии, а она часто быстро портилась и становилась непригодной. Поэтому плохое питание и систематическое недоедание во время пути могли приводить к цинге, тифу и другим опасным инфекциям. 

Проблема отсутствия халяльной инфраструктуры в России в те времена приводила к  плачевным последствиям: часто люди погибали в пути, не достигнув своей цели - Священной Мекки. К этой проблеме также можно добавить отсутствие пунктов торговли необходимыми продуктами питания на пути следования паровозов и частое плохое знание паломниками русского языка, даже на элементарном уровне.

Кроме этих неурядиц на всем пути к хаджу паломника ожидала другая проблема — всегда существовала опасность нарваться на разного рода мошенников и аферистов. С ними можно было столкнуться как в России, так и в Турции и ее арабских провинциях.

Несмотря на национальность, религию, они не упускали возможности обмануть и обобрать паломника, оставить его без средств к существованию. Часто жалобы приходили даже на далилов, на которых мы сейчас более подробно остановимся. Это специальные чиновники, назначаемые особым фирманом шерифа Мекки для оказания всяческой помощи паломникам. Часто за каждым народом или этнической группой был закреплен свой далил.

Масджид-аль-Хайф в 1907 году Масджид-аль-Хайф в 1907 году

Так, согласно отчету генерального консула в Джидде Левицкого за 1893 год, например, для следующих этнических групп и народов Российской империи были свои отдельные далилы: для андижанцев, ошцев, хивинцев, черкесов, крымских татар, дагестанцев, кокандцев, казахов и казанских татар, бухарцев и т.д. Если сейчас из-за улучшения благосостояния мусульман, комфортности совершения хаджа и огромного прогресса в средствах передвижения, количество желающих совершить хадж по всему миру огромное, и Саудовская Аравия ежегодными квотами пытается ограничивать количество паломников, то в тот период дела обстояли совсем иначе.

Османская империя была сама заинтересована в большем притоке паломников, и главная задача далилов как раз заключалась в том, чтобы привлекать закрепленные за ними народы  совершать хадж. Далилы ежегодно приезжали в Россию для привлечения паломников, либо присылали своих двух или трех представителей, которые попутно продавали воду источника зам-зам, четки, финики и т.д., но самое главное - приглашали людей в паломничество.

Они же на месте их встречали и занимались обустройством и организацией хаджа, делали эту работу они, конечно, небескорыстно. Иногда эта небескорыстная помощь превращалась в прямое мошенничество. Например, бывали случаи, когда дадилы, демонстрируя якобы особую доброту и отзывчивость, входили в доверие к паломникам, и при этом устраивали их в отели или покупали билеты на пароходы по очень завышенным ценам, брали деньги за таможню, продавали “новеньким” хаджиям продукты или специальную одежду для хаджа втридорога и т.д.

Из-за незнания или очень плохого знания русского языка мусульманам-инородцам во многих местах в России приходилось обращаться к переводчикам-комиссионерам с просьбой о покупке железнодорожного билета, билета на пароход и т.д. Получив деньги такой “переводчик" мог купить билет до какой-либо недалекой станции, оставив часть денег себе или же вовсе исчезал. За сезон такие случаи могли доходить до нескольких сотен.

Такие аферы и мошенничества, к сожалению, могли приводить к тому, что паломник временно, а то и вовсе откладывал совершение своего заветного долга - посещения Мекки для поклонения великим святыням.

Мекка в 1887 году Мекка в 1887 году

Казанский ответ на мошенничество в хадже

Как ответ на распространившиеся мошенничества, связанные с хаджем в Мекку, и для облегчения трудностей, возникающих у паломников в пути, в 1909 году в Казани была издана книга Гали Ризы “Путеводитель для хаджиев, или рассказ о том, как их обманывают” (Хаҗиларга рәфыйк яхуд хаҗиларның алдандыкларыны бәян вә алданмаенча йөрергә тугры тарик).

В книге приводятся все расценки, указываются надёжные гостиницы и раскрываются методы обмана паломников далилами. Целью книги было уберечь паломников от обмана и мошенничества с момента выхода из села и до обратного возвращения на родину. Современники высоко оценили сей труд, так как он уберег тысячи новых паломников от больших трудностей в пути.

Мухсин Нурулла

Использованные источники:

  1. Гали Риза. Хаҗиларга рәфыйк яхуд хаҗиларның алдандыкларыны бәян вә алданмаенча йөрергә тугры тарик. Казан, 1909.
  2. Мәрҗани: Фәнни-популяр җыентык. Казан, 2010.
  3. Сибгатуллина А.Т. Контакты тюрок-мусульман Российской и Османской империй на рубеже 19-20 вв. М., 2010.

Фотографии: hajjumrahplanner.com

Источник: https://islam-today.ru/istoria/hadz-v-mekku-kakie-trudnosti-mogli-podsteregat-palomnika-vo-2pol-19-veka/

Оцените эту публикацию
Текущий рейтинг: 0.0.
Голосов: 0

Оставьте комментарий

avatar

Свидетельство о регистрации ИА № ФС-77-28770 от 22 июня 2007г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связии охраны культурного наследия России (Роскомнадзор).

Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат ИА "Исламтат", либо указанным в материалах правообладателям. На основании Федерального Закона "О средствах массовой информации" при использовании материалов ИА "Исламтат" ссылка на ИА "Исламтат" обязательна. Размещенные материалы 18+
© 2007-2019
Информационное агентство «Исламтат»
Разработано в студии Ариф