В таком случае женщины имеют право требовать многомужества
Священный Коран предписывает пост, совершение намаза, закят, хадж — это обязанность каждого мусульманина. Что касается вновь поднятого вопроса о многоженстве, то в 4-й суре, 3-м аяте, говорится, что Господь разрешил мужчинам брать две, три, четыре жены. Но это не является обязанностью. Даже не могу себе представить, что Аллах велел бы нам делать подобное. Последствия были бы непредсказуемыми.
Очень многие спрашивают: как шариат смотрит на это в современном обществе? Коран — это благо для мусульман, если мы все деяния совершаем по священной Книге, то будем счастливы в обоих мирах, речь идет о его повелениях, таких, как обязательная пятикратная молитва, ураза и так далее. Что же касается многоженства, то Коран разрешает его, но не обязывает, нужно помнить об этом.
Кроме того, есть еще очень важное условие — мужчина должен справедливо относиться ко всем женам! То есть если ты чувствуешь, что не сможешь относиться ко всем женам одинаково, то лучше ограничиться моногамным браком. А порой ты даже к своим детям относишься неодинаково — кого-то любишь меньше, кого-то больше. И в Коране о данном условии говорится не просто так, это защита прав женщин.
Да, нынешней осенью в мусульманском мире подняли вопрос о том, чтобы узаконить на государственном уровне полигамию. Только для чего? Мы живем в светском государстве, которое гарантирует людям одинаковые права, несмотря на национальность, вероисповедание, пол. В таком случае женщины имеют право требовать многомужества!
Но мы должны следовать прежде всего шариату, а если это будет прописано в государственных законах, то мужчины начнут злоупотреблять, появятся игры взрослых людей, соревнование в тщеславии — у кого больше жен, у кого моложе… Наше общество не готово к полигамии, да и женщины — тоже. Существует распространенное мнение, что в исламе права женщин ущемляются. На самом же деле шариат защищает их, пророк Мухаммед говорил, что рай находится под ногами наших матерей. А люди порой вырывают из Корана то, что они хотят услышать, смотрят, что им больше подходит из положений шариата, и берут себе. Но если ты соблюдающий Коран мусульманин, то должен жить строго по шариату, и если у тебя, допустим, две жены, то к обеим ты должен относиться одинаково: обеспечить такой же жилплощадью. Сапожки ли покупаешь, шубу или машину, они должны быть одинаковой ценности, то же самое и в целом с вниманием к супругам.
Развод в Исламе хоть и разрешен, но считается самым неодобряемым, нелюбимым из дозволенного
У меня есть целая кипа писем, где женщины пишут о своей готовности стать второй супругой. Например, вдова с тремя детьми просит найти среди прихожан мужа, она может стать для него и третьей, и четвертой женой, так как дети растут без отца, а это очень тяжело. Есть разведенные женщины… Мы же все знаем, что по статистике представительниц слабого пола в России намного больше, чем мужчин. Каково это, быть одинокой?! Наши проповедницы на лекциях постоянно говорят: «Сестры, не мучайте себя, выходите замуж второй, третьей женой…»
В Казани есть наши братья, которые ради довольства Аллаха берут одиноких женщин с детьми, и таких немало. Что касается вдов, то их очень много на Кавказе, после чеченской войны они стали вторыми, третьими женами. Я знаю об этом, потому что много общаюсь с муфтиями этих регионов. Кроме того, есть семьи, где муж с женой живут много лет, а детей нет, тогда супруга сама предлагает главе семьи взять еще одну жену. Каждый мужчина, это не секрет, мечтает о наследнике, поэтому понимающая жена, которая не может родить, делает такое предложение. Но супруг не хочет разводиться, потому что любит первую жену.
Уважительных причин может быть много: скажем, женщина не удовлетворяет супруга или болеет, а еще муж — слишком темпераментный… Наши наставники говорили: если жена тебя в чем-то не удовлетворяет, то бери вторую, третью, четвертую, а если все не устраивают, то вину ищи в себе самом.
А еще есть те, кто начал читать намаз, а его вторая половина почему-то не хочет, тогда супруг говорит: выбирай — или я с тобой расстаюсь, плачу алименты, а сам ухожу к соблюдающей Коран мусульманке. Но можно сделать так: я остаюсь с тобой, но беру еще одну жену. В Казани много таких случаев, когда жена, не согласившись на развод, смиряется с тем, что у ее единственного теперь будут две супруги. Не надо это воспринимать как ультиматум или шантаж: данный факт — разрешенное по шариату деяние. Развод в исламе хоть и разрешен, но считается самым неодобряемым, нелюбимым из дозволенного.
Взять вдову или женщину с детьми, чтобы содержать ее и воспитывать детей — это большое благое дело!
Если посмотреть на историю дореволюционной России, то власти тогда с пониманием относились к чаяниям религиозных меньшинств, в некоторых областях даже действовали шариатские суды, и там не препятствовали многоженству. Наши купцы, имамы были полигамными, даже Шигабутдин Марджани, чье имя носит наша мечеть, имел трех жен. Еще раз хочу оговориться, что не призываю к полигамии, а рассказываю, есть ли в шариате такое разрешение и как обстояли дела ранее. Возьмем нашего пророка Мухаммеда: его первая супруга Хадиджа была на 15 лет его старше, до того, как она умерла, он не брал других жен, то есть каждый волен поступать, как считает нужным. Коран жестко ограничивает количество жен — их может быть не больше четырех. Сейчас есть такие миллиардеры, которые могут позволить брать и по 100 женщин, но это уже не имеет отношения к исламу.
В СССР была уголовная статья за многоженство, но мусульман подобное не останавливало. Потому что иметь любовницу — страшный грех в исламе, прелюбодеяние карается и в этом мире, и на том свете. Мужчины совершали никах, имамы к этому относились с пониманием. Когда рождался ребенок, то отец в свидетельство о рождении вписывал свои данные.
Мне в советские времена доводилось быть на различных коранических мероприятиях вместе с наставником верховного муфтия России Талгата Таджуддина Ахмадзаки Сафиуллиным, там часто задавали вопросы: можно ли брать вторую жену, нужно ли просить разрешение первой? Он в ответ очень сердился, говорил: «Ты зачем меня спрашиваешь, тебе что, сказанного в Коране мало?» Заки хазрат говорил: ты еще спроси у первой жены разрешение на чтение намаза, уразы и так далее.
Еще раз повторю, что мужчина, решившийся на полигамию, должен одинаково относиться к своим женам. Есть хадис, то есть высказывание пророка, где говорится: «Если у мужчины две жены и он не будет соблюдать равенство между ними, то он придет в Судный день с согнутым боком» (ибн Маджа, ат-Тирмизи). Это значит, что позор и унижение его начнутся сразу после воскрешения, не говоря уже о том, какая участь ожидает его в могиле. Еще один из вариантов: «У кого было две жены и он склонялся к одной из них в ущерб другой, тот в Судный день придет перекошенным, волоча одну половину тела, падая или склоняясь» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи).
Когда у меня спрашивают совет — брать или нет вторую жену, то всегда говорю: «Хорошенько подумай, а сможешь ли ты быть справедливым, станет огромным грехом, если у тебя это не получится!» Потом мы спрашиваем: а каково намерение человека, хочет ли он создавать семью или все делается с целью обуздания неуемной похоти или узаконивания существования любовницы в своих же глаза?…
Есть у нас союз мусульманок России, и там тоже очень много обращений от женщин, которые согласны быть второй, третьей, четвертой женой. Что делать мужчине, какую женщину брать себе супругой? Взять вдову или женщину с детьми, чтобы содержать ее и воспитывать детей, — это большое благое дело! Пусть он лучше женится на такой женщине, в этом случае он получит большую награду от Всевышнего. Тем самым мужчина покажет, что живет согласно Корану, а это приводит к счастью в обоих мирах.