Открывшаяся в казанском «Манеже» выставка «Уроки Ризаэтдина Фахретдинова» — это не только личные вещи и фотографии ученого, но и библиотека, кинозал, лекции, творческие занятия и встречи. Впервые в одном месте представлены предметы из музейных, библиотечных, архивных коллекций, принадлежавшие «совершенному человеку». На выставке также демонстрируются редкие видеокадры, запечатлевшие 8-го российского муфтия в 1921 и 1928 годах.
Торжественная церемония началась с короткого документального фильма о муфтие, который сделал режиссер Ильшат Рахимбай. В фильме использованы фотодокументы, а также видеохроники, запечатлившие Фахретдина. Закадровый голос актера Камаловского театра Рамиля Вазиева рассказывал, что Ризаэтдин Фахретдинов был интеллектуалом, замечавшим и задававшим тренды, человеком мира без границ, мира информации, счастья и достижений. «Просветитель, историк, педагог и писатель родился в деревне Кичучатово Альметьевского района. В годы работы в Уфе Ризаэтдин Фахретдин публикует многотомную энциклопедия „Асар“, где собрал материалы об исторических личностях от Болгарского периода до начала XX века», — информировал голос Вазиева.
Открывая выставку, директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева рассказала, как была в составе татарстанской делегации в Иране, и когда начала перечислять имена татарских известных деятелей — Шигабутдина Марджани, Ризаэтдина Фахретдина, — зал встал. «Я растерялась, — призналась она. — Что произошло, как продолжать встречу? Люди, которые находились рядом, сказали мне: „Вот посмотрите, с каким уважением во всем мире относятся к выдающимся татарским деятелям. То, что они поднялись, — это признак уважения к вам и вашему народу“. Нам нужно осознать, какого масштаба личности были у нас».Валеева отметила, что Фахретдин — это фигура, о которой можно говорить много. «Но мы бы очень хотели, чтобы эта выставка стала площадкой для множества встреч школьников с учеными. Очень важно актуализировать те гуманитарные знания, которые по-настоящему являются нашей классикой, достойной изучения другими народами», — добавила директор музея-заповедника.
Имам мечети «Кул Шариф» Ильфар Хасанов рассказал, что сегодняшние муллы в мечетях до сих пор читают проповеди Ризы Фахретдина. «Он так обращается к татарам в своих трудах, что они до сих пор актуальны, будто жил не 100 лет назад, а наш современник. Мы ни слова не меняем в его проповедях», — говорит он. По словам Хасанова, проповеди ученый писал на татарском языке.
Муфтия Татарстана Камиля Самигуллина на открытии выставки не было, Хасанов передал его приветствие. Сам муфтий РТ находился это время в Уфе, где также вспомнил своего предшественника — посетил могилу Фахретдина на старом татарском кладбище столицы Башкортостана. На экспозиции был представлен и макет Соборной мечети Уфы, в которой служил 8-й по счету российский муфтий Ризаэтдин Фахретдин.
Директор мемориального музея Фахретдинова, который находится в Альметьевском районе, Диляра Гимранова рассказала, что очень многие его посетители, особенно из-за рубежа, знают о Фахретдине даже больше, чем мы. По ее словам, нужно переводить труды выдающегося просветителя не только на русский, но и на другие языки.
Среди экспонатов — подшивка журнала «Шура» из коллекции музея-заповедника «Казанский Кремль», напольные, карманные и настольные часы из хранилищ НКЦ «Казань», подарки короля Саудовской Аравии, документы официальной переписки, письма, открытки и фотографии с автографами — пожеланиями Фахретдинова детям и друзьям. К слову, главный хранитель фондов Музея национальной культуры Индуся Мингазова наравне с устроителями выставки очень воодушевленно рассказывала о каждом экспонате, представленном музеем Национальной культуры татар, который временно вынужден ютиться в фондохранилищах.
В 1906 году Фахретдин по приглашению братьев Рамеевых переезжает в Оренбург, где в течение 10 лет работает редактором крупнейшего татарского журнала «Шура». Журнал, оригинал которого представлен на выставке, больше похож на талмуд большого исторического труда, нежели периодического издания. В нем печатались такие известные татарские деятели, как Шариф Камал, Муса Бигиев, Шаехзада Бабич, Галимжан Ибрагимов и другие. Издателями его были известные меценаты, татарские промышленники и общественные деятели братья Рамиевы — Мухаммедшакир и Мухаммедзакир, более известный как поэт Дэрдменд.Фахретдин так отзывался об основании журнала: «Наконец наступили хоть сколько-нибудь светлые дни для российского народа. Немного стало свободнее дышать. Появилась возможность издавать печатные и литературные вещи на своем языке». В журнале поднимались различные социальные вопросы, связанные с национальной политикой, религией, образованием. Журнал сыграл большую роль в становлении и развитии татарского литературного языка. Журнал выходил раз в две недели, был литературным, научным и историческим, популярным среди мусульманских народов России. Издание журнала было прекращено в декабре 1917 года.
В 1917 году ученый был избран казыем — мусульманским судьей ДУМ России и Сибири (ныне — ЦДУМ), в 1922-м — муфтием. Все свое свободное время посвятил науке и работе с архивами. Фахретдин известен как пропагандист научных знаний, истории, литературы, философии. На открытии выставки говорили, что Риза хазрат — безусловный лидер татарской нации, любивший повторять, что развитию нет предела.
На открытие выставки пришли и многочисленные потомки ученого. Например Зуфар Афендин — правнук младшего брата Фахретдина — пришел на выставку со своими сыновьями. Своему младшему сыну Хасану он показывал родословную ученого — шежере, указывая в нем место своей семьи.А вот его старший сын Карим Афендин (на фото), ныне студент физфака КФУ, до прихода на выставку даже не подозревал о таком родстве. «С его трудами до сегодняшнего дня я толком не был знаком, сейчас понимаю, что он затрагивал важные проблемы. Прошелся по выставке и понял, что он уже тогда выступал за права женщин, за равноправие», — говорит внучатый племянник ученого.
К слову, именно во время председательства муфтия Фахретдинова в качестве казыя — мусульманского судьи — впервые в мире была выбрана женщина Мухлиса Буби. Беспрецедентный случай для мусульманского сообщества. Она переизбиралась на эту должность в течение 20 лет и являлась правой рукой и помощницей муфтия. Буби руководила отделом по семейным делам, а позднее была секретарем духовного управления. В этом году в Татарстане также отмечается 150-летие со дня рождения просветительницы.
Была здесь и правнучка родной сестры Фахретдина, профессор КФУ, филолог русского языка Альмира Аминова. Она уверена: чтобы прогрессивные идеи Фахретдина стали достоянием широкой общественности, нужно перевести его труды на русский язык. «Татары не очень положительно воспринимают эту идею, но на самом деле через русский язык идет интеграция в мировую философию, теологию, науку. Вот что главное! Нужно, чтобы философия Ризаэтдина Фахретдина и его советы по воспитанию детей разлетелись по миру. Хорошо, что его знают в мире, но на русский язык тоже необходимо переводить. Можно было бы адаптировать и изучать Фахретдина на уроках мировой религии в школе», — уверена она.
Директор музея исламской культуры Ильнур Низамиев устроил для корреспондента «БИЗНЕС Online» экскурсию и рассказал о самых интересных экспонатах выставки.
В 1926 году Фахретдин возглавил делегацию мусульман из СССР на всемирном мусульманском съезде в Мекке. «Поездка для него стала непростой, он был уже пожилым, а дорога дальняя, но он являлся самым авторитетным из мусульман, поэтому именно он и возглавил делегацию. По приезде в Мекку он был избран вице-президентом всемирного мусульманского съезда и вел все заседания. Король Саудовской Аравии встретился с ним лично и преподнес несколько подарков. Один из них — это поднос», — говорит Низамиев.
Еще один подарок саудовского короля — это курильница. Муфтий, естественно, сам не использовал ее по назначению, но все же привез сувенир домой в качестве подарка короля. Сама курильница напоминает современный кальян, но более меньших размеров. Директор же мемориального музея муфтия Гимранова, которая и предоставила этот экспонат, называет его более корректно — «сосуд для благовоний».
«На выставке представлено много фотографий ученого. Самые ценные для нас — это семейные фото муфтия, — продолжает Низамиев. — Он много фотографировался и с детьми, и с внуками, и в Уфе, и в Оренбурге. Он женился на Нуржамал в очень молодом возрасте, еще когда учился, и прожил с ней всю жизнь. На всех фотографиях они вместе».
Перед свадьбой Фахретдин подарил своей будущей жене дорогой красивый чайный сервиз. Уже на исходе жизни Гульджамал абыстай, чувствуя скорый уход, подарила по одной паре из этого набора всем своим детям на память. Они и передали этот раритет в дар музею.
Фахретдин не был сторонником полигамии. «В своих произведениях он писал следующее: „Хатын-кыз тәрбияле булса, ире да аның итагатьле булыр, кичләрен югалып йөрмәс, хыянәт итмәс, икенче хатын алмас“», — цитирует Низамиев. В переводе с татарского «Если жена будет воспитанной и ухоженной, то и муж будет покорным, не будет пропадать по вечерам и искать себе вторую жену». «Он расценивал вторую жену как измену первой», — расшифровывает слова муфтия директор музея исламской культуры.
На одной из видеохроник Фахретдин в 1921 году показывает османский Коран делегации из США. Дело в том, что в эти годы Поволжье накрыл жуткий голод, и муфтий обратился за помощью в американскую администрацию помощи (англ. American Relief Administration, ARA). Американцы отзываются, узнав, что Фахретдин — уважаемый среди мусульман человек. Они собирают значительную сумму денег и продовольствия и привозят ее в Поволжье. Один из сыновей муфтия Габдрахман Фахретдинов с 1919 по 1921 годы работал заведующим инструктором-администратором американской администрации помощи, курируя сбор и распределение средств в Поволжье. Позже, в 1936-м, Габдрахман был репрессирован, а в 1937 году он скончался в тюрьме.
Муфтий Фахретдин одевался скромно. Он говорил, для того, чтобы быть имамом, недостаточно одеть чалму, нужно учиться, учиться и учиться.
Известный ученый, историк, просветитель, педагог, муфтий, общественный деятель, центральная фигура в татарской, мусульманской, общественной, культурной, религиозной, литературной жизни XIX–XX веков Ризаэтдин Фахретдин умер в 1936 году в кругу семьи в возрасте 78 лет. Репрессии, в отличие от сыновей, его не затронули. Похоронен Фахретдинов на старом татарском кладбище Уфы.
Выставка, посвященная «совершенному человеку», продлится в Казани до 13 декабря.
Гульназ Бадретдин. Фото: Василий Иванов