А А
Время прочтения статьи
Текущий рейтинг статьи 4.9 4.3/6
Количество прочтений 1526
Дата добавления 29.09.2019

Альфрид Бустанов о трех взглядах на ислам вокруг Болгарской исламской академии

Что есть наука для Болгарской академии? На этот вопрос так и не получил четкого ответа на недавнем круглом столе в КФУ с участием трех проректоров БИА известный историк, профессор-ассистент Амстердамского университета Альфрид Бустанов. О том, чем закончился публичный спор профессора Буль-Буля и Рустама Батыра и почему исламская тема в контексте деятельности академии излишне политизирована, — в материале Бустанова для «БИЗНЕС Online».

«ЭТО СЕРЬЕЗНОЕ ОБЕЩАНИЕ, К КОТОРОМУ НАВЕРНЯКА ЕЩЕ БУДУТ ОБРАЩАТЬСЯ НАБЛЮДАТЕЛИ»

В минувший четверг в Казани произошло знаменательное событие. В одной из аудиторий Казанского федерального университета в рамках ежегодного международного форума «Ислам в мультикультурном мире» прошел круглый стол, посвященный Болгарской исламской академии (БИА). В силу важности состоявшегося разговора имеет смысл поведать о нем широкой аудитории. Тем более что в прошлые годы Болгарская академия привлекала немалый медийный интерес.

На круглом столе присутствовал цвет сегодняшней исламской академии, все три проректора — Айнур Тимерханов, Абдулла Адыгамов и Алексей Петров — и профессор Исмаил Буль-Буль. Парировать им был приглашен известный полемист Рустам Батыр. Организатор круглого стола Лейла Алмазова попросила меня быть комментатором на этом интересном мероприятии.

Что же такого произошло? На моей памяти это первый случай, когда в открытом формате — в рамках международной конференции — руководство БИА говорило о своей работе. К сожалению, нам не хватило времени на обстоятельную дискуссию, однако мне как стороннему наблюдателю основные концептуальные линии стали ясны.

Бóльшую часть круглого стола заняла презентация академии проректорами и профессором Буль-Булем. Нам поведали, что БИА находится под внимательным государственным контролем, что сотрудники призваны оправдать доверие руководства страны и республики, что академия должна бороться с религиозным экстремизмом. В этом же духе говорил Буль-Буль: ислам — религия мира и справедливости, а не зла и кровожадности. Последний тезис звучал в его устах как-то тускло и вторично. Зачем почтенному профессору из египетского университета Аль-Азхар оправдываться, что ислам не равен терроризму? В свою очередь наш коллега, проректор по науке БИА Адыгамов, не жалел эпитетов в адрес религиозного учреждения, назвав его «апогеем исламского образования со времен Ибн Фадлана». Это серьезное обещание, к которому наверняка еще будут обращаться наблюдатели.

В целом для языка, выбранного руководством Болгарской исламской академии для презентации их детища, оказался характерен дискурс государственной безопасности и государственного взгляда на ислам: обезопасить, контролировать и деэскалировать. Не мне судить об эффективности такой риторики, сейчас я лишь описываю сложившуюся ситуацию.

«ПРИ ВНЕШНЕМ СХОДСТВЕ ПРЕДМЕТА ОБСУЖДЕНИЯ СПОР МЕЖДУ БУЛЬ-БУЛЕМ И БАТЫРОМ НАПОМИНАЛ ЛИШЬ ДИСПУТ СЛЕПОГО С ГЛУХИМ»

Далее слово взял Батыр. Его взгляды хорошо известны читателям, и я не буду их здесь пересказывать. Кратко можно отметить, что он разделяет государственнический подход в исламском образовании (т. е. контроль нужен) и предлагает для Болгарской академии идеологическую повестку дня. Она заключается в призывах к «вычистке авгиевых конюшен» исламского права и богословия в целом, «закостеневших» в своем «средневековом мракобесии». Батыр так и говорит: дескать, у меня не про науку, а про идеологию — что-то в духе «пора переходить к экспорту передового российского ислама в арабские страны». Увлекательно было наблюдать, как профессор Буль-Буль пытался что-то противопоставить критике Батыра, но получилось так себе: богословские аргументы против идеологической риторики выглядели очень блекло. При внешнем сходстве предмета обсуждения спор между Буль-Булем и Батыром напоминал лишь диспут слепого с глухим.

Мы видим, что вокруг БИА сложился клубок из трех взглядов на ислам в России: это дискурс госбезопасности, богословский и идеологический дискурсы. Все три из них в высшей степени политизированы в нашей стране. Любое высказывание в данной области вызывает пристальное и заинтересованное внимание. Поскольку мне такая политизация неинтересна, мой вопрос заключался лишь в том, как руководство академии концептуализирует собственно научный, академический (простите за тавтологию) дискурс. Что есть наука для Болгарской академии?

Парадоксально, но на этот вопрос я не получил внятного ответа. Сложилось впечатление, что наука как эпистемологическая категория, как набор практик и философских подходов просто не проблематизируется в БИА. И подобное очень грустно, поскольку ни идеология, ни госбезопасность, ни богословские игры не заменят образовательному (!) учреждению ясного видения его исторической роли в осмыслении этого мира.

«СО ВРЕМЕНЕМ БИА, БЕЗУСЛОВНО, ДОЛЖНА СФОРМИРОВАТЬ СВОЙ ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР»

Конечно, отрадно, что руководство БИА наконец-то решилось на публичное обсуждение своих взглядов, хоть и без заметных успехов в парировании поверхностной критики, которая, казалось бы, лишь отвлекает заинтересованную аудиторию от насущных дел исламской уммы. Были и вопросы, оставшиеся без внимания: например, почему мы не видим в медийном пространстве профессоров Болгарской академии, живущих на деньги российских налогоплательщиков? Почему они не вносят свой вклад в демонтаж исламофобии в СМИ и какой посыл могут нести для немусульманской части российского общества? Что нового на международном уровне способны предложить?

Хочется верить, что эти и другие вопросы еще будут обсуждаться в рамках публичных дебатов и мы увидим деполитизацию исламской тематики в БИА, а вместе с тем и глубину научного подхода в ее деятельности.

У Болгарской исламской академии огромный потенциал в деле формирования интеллектуального пространства российской уммы, а также позитивного образа ислама в широких слоях нашего общества вне зависимости от религиозных предпочтений. У меня нет сомнений и в том, что БИА может стать заметным явлением в международной научной и образовательной среде и выбиться из периферии академического мира в его первые ряды. Достичь этого невозможно без общественной дискуссии, без активного участия в медиасфере и целенаправленного строительства собственной информационной и академической повестки дня. Более того, со временем академия, безусловно, должна сформировать свой особый взгляд на мир и свой дискурсивный язык, описывающий его. Хочется верить, что эти благие намерения реализуются в полной мере.

Альфрид Бустанов

Фото на обложке: gran-kazan.ru. Остальные фото и видео: Василий Иванов, Бизнес Онлайн

Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/440616

Оцените эту публикацию
Текущий рейтинг: 4.3.
Голосов: 6

Оставьте комментарий

omForm">
avatar

Свидетельство о регистрации ИА № ФС-77-28770 от 22 июня 2007г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связии охраны культурного наследия России (Роскомнадзор).

Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат ИА "Исламтат", либо указанным в материалах правообладателям. На основании Федерального Закона "О средствах массовой информации" при использовании материалов ИА "Исламтат" ссылка на ИА "Исламтат" обязательна. Размещенные материалы 18+
© 2007-2024
Информационное агентство «Исламтат» uCoz
Сайт входит в сеть сайтов
Муслимнет
Разработано в студии Ариф